Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Загрузка...

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?


По данным Forbes в России действует около 1450 брендов франшиз.

По оценке Российской Ассоциации Франчайзинга более 50 000 предприятий открылись и работают по франшизе.

И их количество растёт ежегодно на 15%.

Любой растущий рынок неизбежно привлекает не только цивилизованных участников – предпринимателей и инвесторов. Во франчайзинг попадают и те, чьи интересы далеки от развития этого цивилизованного способа ведения бизнеса.

Есть здесь банальные дилетанты, которые просто переоценивают свои предпринимательские таланты и силу своего бренда. К нам часто обращаются начинающие предприниматели, «прокачанные» тренингами по быстрому росту бизнеса, ищущие взрывные техники достижения «успешного успеха»: «У меня сеть ресторанов восточной кухни премиум класса, уже два на посёлке. Друзья и клиенты говорят - у тебя крутой бренд. Я решил упаковать бизнес во франшизу…»

Есть и те, кто зарабатывает на желании предпринимателей «срубить бабла по-быстрому» Особо активны среди них, так называемые «массовые упаковщики франшиз». Франшиза как способ «поднять бабла» - возможно ли это? В краткосрочной перспективе – легко! «Можно срубить десяток-другой паушалок с доверчивых предпринимателей» обещают некоторые «серийные упаковщики франшиз».

Спрос рождает предложение. Сеть полна предложений «упаковать франшизу». Если верить «упаковщикам», то пакуют франшизы они, если не тысячами, то сотнями. Несложно понять, что при такой впечатляющей «производительности», о качестве франшиз речи идти не может.

Подробнее о том как «массовые упаковщики» разводят предпринимателей читайте в статье Упаковка франшизы

На первый взгляд, даже профессионалу бывает сложно определить – настоящая франшиза или всего лишь пустышка, наспех упакованная на одном из конвейеров «серийной упаковки». Тем более, что изучение интересующей вас франшизы вы начнёте с информации, которая имеется в открытых источниках – на сайте франчайзера, в каталогах франшиз, в сервисах отзывов. На первом этапе переговоров вам ещё не будут доступны самые важные документы для адекватной оценки - бизнес-план и текст договора.

Это специфика российского франчайзинга – подавляющее большинство франчайзеров тщательно скрывают от будущих партнёров реальную экономику и полные условия договора франшизы. Подобной дикости нет ни в одной из стран, которые уже давно приняли законы, регулирующие специфические правоотношения между сторонами франшизы.

Франшиза, как способ развития бизнеса пришла к нам из США. Но в Америке, как и в большинстве развитых стран уже давно разработаны и действуют законы, регулирующие эту специфическую область бизнеса.

Несмотря на бурный рост количества предложений, правоотношения в рамках франчайзинговой модели до сих пор, по большей части, регулируются статьёй 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». В России нет закона о франчайзинге. Поэтому, в отличие от иностранного права, в РФ никак не регулируются отношения, связанные с предварительным раскрытием и достоверностью экономической информации, на основании которой, будущий франчайзи принимает решение об открытии бизнеса по предложенной модели.

Коммерческая концессия, описанная в отечественном законодательстве, также, как и лицензия, тоже используемая для создания франшизы, оговаривают только взаимодействие сторон с точки зрения соблюдения условий использования передаваемой интеллектуальной собственности.

Подробнее о том, почему франчайзер в России может вас обмануть, и избежать ответственности читайте в статье Франшиза вне закона

И всё же, несмотря ни на что, вы решаете стартовать свой бизнес по франшизе.

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Перво-наперво вам предстоит изучить несколько источников.

- сайты франшиз

- каталоги франшиз

- отзывы о франшизах

- рейтинги франшиз

Учтите, что информация в этих источниках носит рекламно-информационный характер. Очень часто она не соответствует действительности или изобилует размытыми формулировками.

«Вложения от 1 000 000 до 5 000 000 рублей» - ничего себе «люфт», в 500%!

«Чистая прибыль до 30%» - средняя рентабельность розничного бизнеса в России не превышает 11-14%, удивительно, за счёт чего франчайзер обеспечить сверхдоходность? Это, вообще,законно?

«Выход на точку окупаемости через 3 месяца» - если вложения «отбиваются» так быстро, то почему франчайзер не развивает сеть самостоятельно?

О том, как получить максимум пользы от информации, полученной из открытых источников, читайте в статье Как выбрать франшизу самостоятельно?

После изучения десятка-другого откровенно рекламных предложений, вы, скорее всего, сформируете список из нескольких франшиз, с которыми стоит вести уже более серьёзные переговоры.

Переговоры стоит начать с запроса стандартного пакета документов:

- типовой формы договора и всех приложений к нему

- типовой формы бизнес-плана или бизнес-модели

- содержания пакета стандартов франшизы

Этим документам необходимо уделить пристальное внимание. Лучше всего, изучить их содержание, заручившись поддержкой специалистов. Договор обязательно должен изучить юрист, желательно, специализирующийся на защите интеллектуальной собственности.

Для изучения бизнес-модели или плана, желательно пригласить маркетолога и экономиста.

Оценку содержания стандартов лучше всего сделает предприниматель, у которого уже есть опыт успешного открытия и ведения бизнеса в той же отрасли.

В следующих статьях, мы разберём на что обратить внимание при изучении каждого из элементов упомянутого выше пакета документов:

Экономика франшизы. Как «склеить» бизнес-модель?

Юридическая часть франшизы. Договор - не приговор?

Операционная часть франшизы. Стандарты - куча макулатуры или спасение от "человеческого фактора"?

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Договор - не приговор?


Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели...

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Как выбрать франшизу?


В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов про подбор франшиз, чек-листов франшизы и даже таких пошаговых инструкций по выбору франшизы. О чём молчат все чек-листы и инструкции, о чём с вами не станут разговаривать менеджеры, продающие франшизу?

Инвесторам,
будущим франчайзи

Вы только выбираете франшизу?

Вы в поиске и у вас уже есть список франшиз?

Вы уже осуществили поиск подходящей франшизы, но хотите быть уверены в своём выборе?

Выбор и анализ франшизы