Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Загрузка...

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?


В России действует около 1450 брендов франшиз. (по данным Forbes)

Более 50 000 предприятий открылись и работают по франшизе.

Их количество растёт ежегодно на 15%.

(по оценке Российской Ассоциации Франчайзинга)

Любой растущий рынок неизбежно привлекает не только цивилизованных участников – предпринимателей и инвесторов.

Есть здесь банальные дилетанты, которые просто переоценивают свои предпринимательские таланты: «Я открыл уже две парикмахерских на посёлке, все друзья говорят, что у меня крутой бренд. Я решил упаковать бизнес во франшизу.»

Тем более сейчас в сети сотни предложений быстро и недорого «упаковать любой бизнес во франшизу». Таким путём во франчайзинг попадают и те, чьи интересы далеки от развития этого цивилизованного способа ведения бизнеса. Есть и откровенные профессиональные мошенники.

Подробнее об опасностях упаковки франшиз в статье «Упаковка»

На первый взгляд, даже профессионалу бывает сложно определить – настоящая франшиза или всего лишь пустышка, наспех упакованная на одном из конвейеров «серийной упаковки». Тем более, что изучение интересующей вас франшизы вы начнёте с информации, которая имеется в открытых источниках, ведь даже на первом этапе переговоров вам ещё не будут доступны даже бизнес-план и текст договора.

Это специфика российского франчайзинга – франчайзеры тщательно скрывают от будущих партнёров реальную экономику и полные условия договора франшизы. Подобной дикости нет ни в одной из стран, которые уже давно приняли законы, регулирующие специфические правоотношения между сторонами франшизы. Франшиза, как способ развития бизнеса пришла к нам из США. Но в Америке, как и в большинстве развитых стран уже давно разработаны и действуют законы, регулирующие эту специфическую область бизнеса.

Несмотря на бурный рост количества предложений, правоотношения в рамках франчайзинговой модели до сих пор, по большей части, регулируются статьёй 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». В России нет закона о франчайзинге. Поэтому, в отличие от иностранного права, в РФ никак не регулируются отношения, связанные с предварительным раскрытием и достоверностью экономической информации, на основании которой, будущий франчайзи принимает решение об открытии бизнеса по предложенной модели.

Коммерческая концессия, описанная в отечественном законодательстве, также, как и лицензия, тоже используемая для создания франшизы, оговаривают только взаимодействие сторон с точки зрения соблюдения условий использования передаваемой интеллектуальной собственности. Подробнее о том, почему франчайзер в России может вас обмануть, и избежать ответственности – в статье «Франчайзинг вне закона».

И всё же, несмотря ни на что, вы решаете стартовать свой бизнес по франшизе.

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?

Перво-наперво вам предстоит изучить несколько источников.

- сайты франшиз,

- каталоги франшиз

- отзывы о франшизах

- рейтинги франшиз

Учтите, что информация в этих источниках носит рекламно-информационный характер. Очень часто она не соответствует действительности. Или же изобилует размытыми формулировками, такими как:

- «вложения от 1 000 000 до 5 000 000 рублей» - ничего себе «люфт», в 500%!

- «чистая прибыль до 30%» - средняя рентабельность розничного бизнеса в России не превышает 11-14%, удивительно, за счёт чего франчайзер обеспечить сверхдоходность? Это, вообще, законно? - «выход на точку окупаемости через 3 месяца» - если вложения «отбиваются» так быстро, то почему франчайзер не развивает сеть самостоятельно?

Чтобы получить максимум пользы от информации, полученной из открытых источников, читайте материал в статье «Как выбрать франшизу самому?»

После изучения десятка-другого откровенно рекламных предложений, вы, скорее всего, сформируете short-list из 3-5 франшиз, с которыми стоит вести уже более серьёзные переговоры.

Переговоры стоит начать с запроса стандартного пакета документов:

- типовой формы договора и всех приложений к нему;

- типовой формы бизнес-плана или бизнес-модели;

- содержания пакета стандартов франшизы.

Этим документам необходимо уделить пристальное внимание. Лучше всего, изучить их содержание, заручившись поддержкой специалистов. Договор обязательно должен изучить юрист, желательно, специализирующийся на защите интеллектуальной собственности.

Для изучения бизнес-модели или плана, желательно пригласить маркетолога и экономиста.

Оценку содержания стандартов лучше всего сделает предприниматель, у которого уже есть опыт успешного открытия и ведения бизнеса в той же отрасли.

В следующих статьях, мы разберём на что обратить внимание при изучении каждого из элементов упомянутого выше пакета документов.

- Экономика франшизы. Как «склеить» бизнес-модель?

- Юридическая часть франшизы. Договор - не приговор?

- Операционная часть франшизы. Стандарты - куча макулатуры или спасение от "человеческого фактора"?

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Договор - не приговор?


Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели...

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Как выбрать франшизу?


В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов про подбор франшиз, чек-листов франшизы и даже таких пошаговых инструкций по выбору франшизы. О чём молчат все чек-листы и инструкции, о чём с вами не станут разговаривать менеджеры, продающие франшизу?

Инвесторам,
будущим франчайзи

Вы только выбираете франшизу?

Вы в поиске и у вас уже есть список франшиз?

Вы уже осуществили поиск подходящей франшизы, но хотите быть уверены в своём выборе?

Выбор и анализ франшизы