Франшиза своими руками? meta name="format-detection" content="telephone=no">

Загрузка...

Франшиза своими руками?

Франшиза своими руками

Для успешного достижения целей, будущему франчайзеру следует, в первую очередь, обратить внимание на защиту своих интересов:

1. Защищать бренд от использования в форме, которая негативно повлияет на его репутацию.

2. Защищать стандарты обслуживания потребителей бренда.

3. Защищать свою ценовую позицию и долю товаров в ассортиментном портфеле франчайзи.

Почему я обращаю внимание именно на эти три фактора ? Я делаю акцент на защите, исходя их основных факторов риска, присущих именно российскому франчайзингу. Факторы обусловлены отечетсвенным законодательством и особенностями менталитета российского предпринимателя.

В этой статье я хочу рассказать о четырёх элементах франшизы, от которых напрямую зависит:

- достигнет ли компания целей, поставленных перед франчайзинговым направлением,

- сможет ли защитить интересы собственника, заложенные в проект франчайзинга,

- станет ли сильным игроком рынка или пополнит кладбище проектов.


ЭФФЕКТ ТАБУРЕТА

Один собственник предприятия, для которого команда с моим участием разрабатывала полноценную франшизу, очень чётко и образно подметил, что влияние этих четырёх элементов сродни ножкам табурета.

Четыре ноги табуретки обеспечивают ей максимальную устойчивость. На трёх ещё можно сидеть, но приходится быть внимательней. На двух усидеть уже достаточно сложно. А попытка балансировать на одной – вообще превращается в цирковой номер. После этого в лексикон нашей команды прочно вошло словосочетание «эффект табурета».

Если данный пример применить к нашему случаю, то

первая «нога» это продукт или услуга,

вторая – ноу-хау или секрет производства,

третья – единое информационное пространство, и

четвёртая – операционные стандарты.

Например, продуктовая основа франшизы не уникальна, товар можно купить во многих магазинах, услугу оказывают конкуренты. В этом случае франшиза может быть успешна только в том случае, если остальные три фактора – три ноги крепко стоят на земле.

Не эксклюзивный продукт можно успешно продавать через сеть, если у компании есть идея – «ноу-хау», как сделать это лучше других - быстрее, дешевле или с более позитивным покупательским опытом.

«Ноу-хау» будет применяться партнёрами эффективно, только, если информация о том, как его использовать будет полноценно и своевременно донесена до всех партнёров и сотрудников. Сделать это можно только сформировав единое информационное пространство.

Контроль над исполнением операций, содержащихся в «ноу-хау» компании, должны обеспечить операционные стандарты.

А теперь о каждом факторе немного подробнее. Франшиза своими руками

1. Продукт или услуга.



Продукт должен обладать уникальностью. И уникальность должна быть максимально защищена или повторить её должно быть очень дорого, несопоставимо с возможным доходом от копирования.

Если товар производится на территории страны, то франчайзер должен быть единственным поставщиком в его товарной категории или ценовой нише.

Если товар импортный, то товар должен эксклюзивно поставляться из-за рубежа. Таких примеров масса – японские товары под маркой «Miniso», эксклюзивно реализующиеся на территории РФ одноименной франчайзной сетью магазинов. Все одёжные бренды, например портфель брендов компании «Inditex».

2. Ноу хау.



Это уникальная технология производства, продаж или обслуживания. Именно она создаёт дополнительную ценность для целевого потребителя продукта или услуги, выгодно выделяет их на фоне конкурентов.

В идеале должна быть защищена от копирования патентом, что довольно сложно.

Сразу отмечу, что операционные стандарты не могут быть ноу-хау. Точнее, могут, но очень непродолжительное время, так как будут моментально скопированы конкурентами. Например, компания заявляет – «мы умеем доставлять наш товар быстрее всех потому, что мы продумали каждый шаг цепочки поставок и то наше ноу-хау». Примерно через полгода, сотрудники компании, обученные новым стандартам, начнут искать работу, ведь их ценность на рынке труда выше среднего по профессии, благодаря опыту работы в этой компании. И конкуренты, нисколько не стесняясь, воспользуются шансом.

Защитить такое ноу-хау патентом очень сложно. Это связано с тем, что защите подлежат всего несколько видов интеллектуальной собственности.

Термин «интеллектуальная собственность» в широкое употребление вошел в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- промышленным образцам;

- программное обеспечение.


Применимо к франчайзингу, чаще всего, под ноу-хау понимаются последние два типа интеллектуальной собственности. Заметьте - не товарный знак! Изображение логотипа или защищённое словестное наименование компании, продукат или услуги не создаёт никакой ценности для потребителя само по себе.



3. Стандарты работы и обслуживания



Что обычно понимается под словом стандарты?

Пачки документов, много букв, скучные схемы и таблицы. Считаете, что составление стандартов, это бесполезная трата времени?

Тогда представьте себе ситуацию – на рынке пассажирских авиаперевозок появилась новая авиакомпания – ультра-лоукостер. Очень дешёвые перелёты, но есть один нюанс – они во всеуслышание заявляют, что экономят на стандартах – «у нас нет стандартов, наши сотрудники обладают полной свободой действий – от механиков в наших ангарах, до пилотов, управляющих вашим бортом». Стали бы вы летать этими авиалиниями?

Для любого адекватного современного бизнеса, вопрос стандартизировать ли операции уже не стоит, стандартизация - норма. Вопрос лишь в том, до какой глубины доходит описание процессов? Во многом это зависит от сферы деятельности. Например, в сфере для торговли продуктами питания, особенно скоропортящимися, или в общепите, стандартизация должна быть глубочайшей. Во-первых, от правильности выполнения стандартов, зависит пищевая безопасность, следовательно, здоровье клиентов. Во-вторых, быстрое и чёткое выполнение операций позволит снизить количество потерь от порчи товаров. Например, пакет стандартов супермаркета одной из самых крупных отечественных сетей, состоит из 1836 файлов с таблицами и многостраничными документами. В этих стандартах найдётся ответ на 99% вопросов, которые могут возникнуть в работе супермаркета – от его проектирования, до реагирования персонала на внештатные ситуации.

Наличие стандартов работы фронт-персонала позволяет если не исключить, то минимизировать нежелательное «творчество» персонала при обслуживании клиентов. И, обычно, компания франчайзер основательно сосредотачивается именно на стандартизации работы фронт-персонала, забывая про стандарты взаимодействия с франчайзи. Наличие стандартов взаимодействия с франчайзи минимизирует злоупотребления менеджеров франчайзера и свести к минимуму влияние фактора личных отношений, которые, обычно, выливаются в предоставление больших скидок, послабления при проверках и прямые растраты, например, в командировках.

Эффективные стандарты, это не скучные многостраничные документы или ещё хуже блок-схемы, взрывающие мозг сотрудников, а простые, понятные пошаговые инструкции типа смотри-делай (пример чек-листа). Всё что может быть автоматизировано – должно быть автоматизировано. Остальное должно быть сведено к инструкциям и доведено до автоматизма с помощью постоянного обучения и аттестации. Примером в этом является гражданская авиация.

Стандарты должны постоянно проверяться и актуализироваться.

4. Единое информационное пространство.



Оно позволяет быстро доводить стандарты работы, обновления до франчайзи, анализировать и накапливать данные для последующей работы с ними. Оперативно внедрять изменения в действующую модель.

Чаще всего франчайзеры считают, что достаточно подключить партнёров к своей ERP-системе, например 1С, дав им ограниченные права. ERP-система, обычно, используется только для фронт-операций.

Некоторые выкладывают документы с описанием стандартов работы в облачное хранилище, предоставляя доступ партнёрам. Этим и ограничивается создание пространства. Хранилище файлов быстро превращается в кладбище, если его не обновлять.

За неимением специальных защищённых каналов, оперативная переписка между партнёрами и менеджерами франчайзера происходит в мессенджерах, чаще всего с персональных мобильных телефонов.

А что ещё нужно от информационной системы?

Вопросы возникают в тот момент, когда необходимо восстановить историю общения, найти данные. И поводы для этого бывают чаще всего связаны с конфликтными ситуациями. Как часто, в своей регулярной деятельности, вам приходится слышать от менеджеров, как с вашей стороны, так и со стороны ваших контрагентов, фразы типа «а я не слышал», «мне не передавали», «не помню, чтобы вы так говорили» и т.п.? Часто, полагаю. В отличие от собственного сотрудника, которого можно уволить или депремировать, или поставщика, которого можно сменить, с партнёром-франчайзи вы будете связаны прочно на весь период действия договора. И, формально, вы не имеете никакого права влиять на сотрудников компании-франчайзи.

В случае любой сложной ситуации, будет значительно проще договориться, если вся информация, которой вы обмениваетесь с франчайзи, будет храниться в одном пространстве, тегироваться для быстрого поиска, систематизироваться и архивироваться. Если обо всех изменениях и нововведениях будут уведомлены все заинтересованные стороны и факт уведомления будет зафиксирован.


Forbes насчитал в России около 1500 брендов франшиз. В рамках этих франшиз уже работает 50 000 предпринимателей и по оценке Российской Ассоциации франчайзинга эта цифра увеличивается на 15% ежегодно. Конкуренция растёт и перед выходом на этот рынок предпринимателю стоит убедиться, что его бизнес опирается на все четыре важных фактора эффектиной франшизы. Не забывайте про "эффект табурета"!


Франшиза своими руками

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Зачем франчайзеру франшиза?


Наиболее распространены три причины для старта проекта франчайзинга:
1. Тупик в развитии продаж.
2. Угроза захвата доли рынка.
3. Потребность повышении узнаваемости бренда. Если продажи зашли в тупик...

Упаковка франшизы


Желание заработать на продажах франшизы Эта тема сейчас на грани хайпа. А хайповые темы всегда привлекают тысячи мошенников. Среди них есть настоящие серийные мастера «развода хомячков». Много в любой хайповой теме и тех, кто просто не разобрался достаточно глубоко...

Франчайзинг вне закона?


В России действуют 1500 франшиз, но... Зайдите в любой сервис для поиска нормативной документации. Перейдите в ГК РФ и введите в строку поиска "Франчайзинг". Вы не найдёте ни одного упоминания этого понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Владельцам розничного бизнеса, начинающим франчайзерам

Вам «упаковали» франшизу, но она не работает?

Хотите сами создать качественную франшизу?

Ищете специалистов, чтобы создать франшизу?

Создание франшизы