Франчайзинг вне закона?

Загрузка...

Франчайзинг вне закона?

Франчайзинг вне закона?


В России действуют 1500 франшиз, но... Зайдите в любой сервис для поиска нормативной документации. Перейдите в ГК РФ и введите в строку поиска "Франчайзинг". Вы не найдёте ни одного упоминания этого понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В базе нормативных документов правительства Российской Федерации 21 упоминание слова "Франчайзинг". Ни одно упоминание ни имеет статус Закона.

В 2016 году была предпринята попытка вынести на осбуждение законопроект "О франчайзинге" и он был отклонён.

В России франчайзинг вне закона!

Как вам эта новость?

Несмотря на это, в России франчайзинг сейчас на пике популярности.

Почему так происходит? Ответ кроется в 54 статье ГК РФ, положения которой адаптированы первыми отечественными франчайзерами под использование для развития франшиз.

Коммерческая концессия, описанная в этой статье, также, как и лицензия, тоже используемая для создания франшизы, оговаривают только взаимодействие сторон с точки зрения соблюдения условий использования передаваемой интеллектуальной собственности. В 99,9% франшиз единственным видом собственности, передаваемой по франшизе, является товарный знак. Нет, не бренд! Бренд – комплексное понятие, включающее в себя гораздо больше, чем элементы его идентификации. Чаще всего под товарным знаком у нас понимают логотип. Причём это даже не название бренда, а просто изображение – один или несколько вариантов его использования в коммуникациях с потребителем.

В западном праве существует отдельное законодательство, регулирующее отношения между сторонами франчайзинга. Причём ещё ДО подписания договора! Франчайзер обязан раскрыть соискателю информацию о реальных экономических показателях предприятий, работающих по франшизе. А теперь - внимание! В отличие от отечественного права, франчайзер несёт реальную ответственность за заявленные показатели. Регулярно встречаются иностранные публикации о судах, выигранных франчайзи, которые не получили заявленного финансового результата после открытия бизнеса по франшизе. Возможно ли это в России? Нет, пока не принят закон о франчайзинге.

Да, в Гражданском кодексе России слова «франчайзинг» нет. Для оформления отношений между сторонами франшизы, чаще всего используется форма «Коммерческой концессии», описанная в 54 статье ГК РФ. Положения этой статьи были адаптированы первыми отечественными франчайзерами под использование для развития франшиз.

Коммерческая концессия, описанная в этой статье, также, как и лицензия, тоже используемая для создания франшизы, оговаривают только взаимодействие сторон с точки зрения соблюдения условий использования передаваемой интеллектуальной собственности. В 99% франшиз единственным видом интеллектуальной собственности, передаваемой по франшизе, является товарный знак. Проще говоря – логотип. Причём это даже не название бренда, а просто изображение – один или несколько вариантов его использования в коммуникациях с потребителем.

С точки зрения антимонопольного законодательства, франчайзи является независимым предпринимателем. Следовательно, правообладатель не имеет права диктовать пользователю (франчайзи) ценовую политику и навязывать ассортимент товаров или услуг.

То есть, с одной стороны, франчайзи совершенно не защищён от того, что приобретённый им «комплекс предпринимательской лицензии» принесёт ему тот доход, который заявлял правообладатель.

С другой стороны – правообладатель не в праве диктовать коммерчески значимые условия своим франчайзи.

В России существует свобода договора. Стороны договора могут договариваться обо всём, что не запрещено законом. Все виды договоров перечислены в ГК – помимо ДКК, есть более распространённые виды, такие как, договор оказания услуг, подряда, поставки, ренты, лицензионный договор.

Чтобы хоть как-то защитить свои коммерческие интересы, не связанные с правилами использования логотипа, правообладатели вынуждены, включать в ДКК положения, которые отсутствуют в главе 54 ГК. Например, об информационной помощи, обучении, совместных рекламных активностях и т.д. Если стороны придут к разногласиям, которые потребуют вмешательства суда, то наш суд рассмотрит этот договор как договор «смешанного типа», а не договор коммерческой концессии. Или может решить, что описанные права и обязанности больше подходят под лицензионный договор или даже договор оказания услуг.

Проблема в том, что ни в одном из видов договоров нет обязанности продавца франшизы обеспечить прибыльность франшизы для её предпринимателя – пользователя франшизы.

А с другой стороны – ни в одном из типов договоров не может быть предусмотрена обязанность франчайзи соблюдать положения ценовой и ассортиментной политики владельца франшизы.


С точки зрения антимонопольного законодательства, франчайзи является независимым предпринимателем. Следовательно, правообладатель не имеет права диктовать пользователю (франчайзи) ценовую политику и навязывать ассортимент товаров или услуг. Не, ну попробовать, конечно, никто не мешает. Но в случае судебного разбирательства, шансов отстоять такие требования у франчайзера нет. Суд исходит из того, что франчайзи – независимый предприниматель.


Эта проблема усугубляется риском, очень актуальным для России, где бизнес, как явление, существует всего чуть дольше двух десятков лет. Зачастую, до приобретения франшизы, такие предприниматели не имеют опыта работы в цивилизованной рознице и, тем более, опыта развития сетей. Но каждый из них уже имеет свой подход к бизнесу. Психологическая особенность отечественных начинающих предпринимателей - своё мнение о том, как нужно вести бизнес и т.п. Причём, уже через пару месяцев работы по франшизе, предприниматель уже уверен, что знает, как лучше вести бизнес франчайзеру. Как следствие – от него стоит ожидать самые разнообразные проявления самостоятельных действий, вплоть до открытого саботажа предложенных правил и стандартов. Почти все проявления бизнес-творчества могут препятствовать достижению целей компании правообладателя.

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Договор - не приговор?


Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели...

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Франшиза своими руками?


Для успешного достижения целей, будущему франчайзеру следует, в первую очередь, обратить внимание на защиту своих интересов: 1. Защищать бренд от использования в форме, которая негативно повлияет на его репутацию. 2. Защищать стандарты обслуживания потребителей бренда...

Владельцам розничного бизнеса, начинающим франчайзерам

Вам «упаковали» франшизу, но она не работает?

Хотите сами создать качественную франшизу?

Ищете специалистов, чтобы создать франшизу?

Создание франшизы