Договор франшизы - на что обратить внимание.

Загрузка...

Договор франшизы - на что обратить внимание.

Договор франшизы - на что обратить внимание.

Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
- русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели до сих пор, по большей части, регулируются статьёй 54 ГК РФ.

В отличие от иностранного права, в РФ никак не регулируются отношения, связанные с предварительным раскрытием и достоверностью экономической информации, на основании которой, будущий франчайзи принимает решение об открытии бизнеса по предложенной модели.

Усугубляет эту проблему низкий уровень юридической грамотности самих предпринимателей и менеджеров. Как результат – очевидные, на первый взгляд, вопросы к правообладателю, возникают только в тот момент, когда предприниматель уже потерял большую часть вложений и его бизнес близок к закрытию.

В нашей практике встречался не один договор, в тексте которого были заложены «юридические бомбы».

Пугая миллионными штрафами, правообладатель получал значимое преимущество над предпринимателем, а тот, в свою очередь, слепо соглашался на условия, потенциально опасные для его бизнеса.

И это происходит несмотря на то, что правообладатель сам крайне заинтересован в расширении сети, увеличении сбыта продукции и повышении узнаваемости собственном марки.

У менеджеров отделов франчайзинга, их руководителей также есть планы продаж, планы развития сети. За выполнение этих планов они получают или не получают своё вознаграждение. Поэтому они максимально заинтересованы в каждом потенциальном франчайзи. Мы это знаем не понаслышке, проведя по нескольку лет по обе стороны баррикад франчайзинга.

Большая часть будущих проблем становится очевидна при внимательном изучении текста соглашений с фрачайзером. Не стоит забывать, что договор – двустороннее соглашение. И вы, как одна из сторон имеете полное право оспаривать отдельные пункты соглашения, просить разъяснения и уточнения содержания документов. Здесь уместно вспомнить один старый анекдот, который очень точно описывает действия большого числа предпринимателей в момент заключения договора:

Идет лев по лесу, навстречу ему лиса.
- Ты кто?
- Я лиса. - Записываю: лиса. Придешь ко мне завтра утром, я тебя съем на завтрак.

Лиса заплакала. Идет лев дальше, навстречу ему медведь.
- Ты кто?
- Я медведь.
- Записываю: медведь. Придешь ко мне завтра днем, я тебя съем на обед.

Медведь заплакал. Идёт лев дальше, навстречу ему заяц.
- Ты кто?
- Я заяц.
- Записываю: заяц. Придешь ко мне завтра вечером, я съем тебя на ужин!
- А можно не приходить?
- Можно. Вычеркиваю...



Лучшее время избежать проблем или снизить риски их возникновения – до заключения договора, в момент активных переговоров.

В этот момент обе стороны максимально уязвимы. Менеджер компании-правообладателя уже мысленно рапортует о выполнении плана продаж и тратит свою премию. Предприниматель в голове уже строит планы развития и захвата рынка всего региона. Именно в этот момент крайне полезно участие третьей стороны, обладающей большим опытом и способной без эмоций оценить взаимные риски и выгоды соглашения.

Даже если договор уже заключён, остаётся возможность внести изменения по взаимной договоренности сторон. Или, обратив внимание правообладателя на неудобные моменты в соглашении, добиться джентльменского соглашения об их неприменении, применении на определённых условиях. В дальнейшем, при продлении договора, возможно внести изменения и подписать соглашение в индивидуальной редакции.

На что обратить внимание в договоре франшизы?


1. В какой бы форме ни заключался договор франчайзинга - коммерческая концессия или лицензия, обязательно проверьте - есть ли у Правообладателя или Лецензиара права на интеллектуальную собственность, которая передаётся по договору. Попросите у второй стороны номер регистрации, проверить который можно в открытых реестрах ФИПС: https://www1.fips.ru/registers-web/

2. Убедитесь, что патент принадлежит тому же лицу или организации, которые указаны в качестве правообладателя в договоре. Если в реестре ФИПС фигурирует другое лицо или организация - требуйте у франчайзера документ, подтверждающий его право. Также требуйте включения этой информации в текст договора, если она там отсутствует, и приложения копии документа, подтверждающего право на интеллектуальную собственность.

3. Отдельно обсудите с франчайзером каждый пункт, в котором указаны штрафные санкции и меры, ограничивающие ваши возможности по использованию ресурсов франчайзера. Требуйте подробного пояснения по каждому случаю применения санкций, просите привести примеры из практики. Если услышите слова “но обычно мы это не применяем… это только в договоре…” - просите исключить этот пункт из договора. Попросите подробно расшифровать каждый показатель отчётности, который влияет на размер штрафов или увеличивает размер роялти, просите привести примеры расчётов показателей.


Если вы не уверены, что договор составлен с соблюдением паритета прав и обязанностей сторон, закажите экспертизу договора франшизы.

Экспертиза договора франшизы - тщательная проверка каждого пункта договора, приложений, дополнительных соглашений.

Результат экспертизы – развёрнутое экспертное заключение, содержащее рекомендации по изменению текстов соглашений. Укажем на ошибки, допущенные правообладателем, которые вы сможете использовать в свою пользу.

Также мы поможем вам в ходе переговоров с правообладателем, примем участие в переговорах на вашей стороне, аргументированно отстаивая ваши интересы.


Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Как выбрать франшизу?


В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов про подбор франшиз, чек-листов франшизы и даже таких пошаговых инструкций по выбору франшизы. О чём молчат все чек-листы и инструкции, о чём с вами не станут разговаривать менеджеры, продающие франшизу?

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Франчайзинг вне закона?


В России действуют 1500 франшиз, но... Зайдите в любой сервис для поиска нормативной документации. Перейдите в ГК РФ и введите в строку поиска "Франчайзинг". Вы не найдёте ни одного упоминания этого понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации. В базе нормативных документов...

Предпринимателям, действующим франчайзи

Возникли разногласия с франчайзером?

Ищете варианты, как расторгнуть договор франшизы?

Купили некачественно упакованную франшизу?

Помощь франчайзи