Франчайзинг вне закона?

Загрузка...

Франчайзинг вне закона?

Франчайзинг вне закона?


В России действуют более 1400 франшиз, но...
Зайдите в любой сервис для поиска нормативной документации. Перейдите в ГК РФ и введите в строку поиска "Франчайзинг". Вы не найдёте ни одного упоминания этого понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Если продолжить поиск по базе нормативных документов правительства Российской Федерации, то вы всё-таки встретите двадцать упоминаний слова "Франчайзинг" во ВСЕХ правительственных документах. Но ни одно из этих упоминаний не касается ни одного документа со статусом Закона.

В 2016 году была предпринята попытка вынести на обсуждение Государственной Думой законопроект "О франчайзинге", тогда он был отклонён и более ни разу наши законодатели не обсуждали эту тему.

В России франчайзинг вне закона! Как вам эта новость?

Несмотря на это, в России франчайзинг сейчас на пике популярности. Почему так происходит?

В законодательстве наиболее развитых стран франчайзинг уже признан отдельной экономической сферой и существуют специальные акты, регулирующее отношения между сторонами франчайзинга. Причём действовать закон начинает ещё до подписания договора франшизы.
В специальном документе, примером которого может служить FDD (Franchise Disclosure Document), франчайзер обязан раскрыть соискателю достоверную информацию не только о предстоящих инвестициях и платежах, но и плановые экономические показатели будущего предприятия.

В отличие от отечественного права, франчайзер несёт реальную ответственность за заявленные показатели. В прессе регулярно встречаются иностранные публикации о судах, выигранных франчайзи, которые не получили заявленного финансового результата после открытия бизнеса по франшизе.
Возможно ли это в России?

В Гражданском Кодексе России понятия «франчайзинг» нет. Для оформления отношений между сторонами франшизы, чаще всего используется форма коммерческой концессии. Её положения описаны в статье 54 ГК РФ. Положения этой статьи были использованы первыми иностранными франчайзерами, пришедшими в Россию, для развития франшиз. Сохранилась эта практика и по сей день.

Для регулирования отношений в рамках франшиз, используется не только коммерческая концессия. Применяется также форма лицензионного договора. Обе формы правоотношений регулируют только взаимодействие сторон с точки зрения соблюдения условий использования интеллектуальной собственности, которую франчайзер (правообладатель) передаёт франчайзи (пользователю). В большинстве отечественных франшиз единственным видом собственности, передаваемой по франшизе, является товарный знак.

Нет, не бренд, а именно - товарный знак. Бренд – комплексное понятие, включающее в себя гораздо больше, чем элементы его идентификации - товарный знак и фирменный стиль. Чаще всего под товарным знаком у нас понимают логотип. Причём это даже не название бренда – словесное наименование, а только изображение – один или несколько вариантов его использования в коммуникациях с потребителем.

Остальные отношения между сторонами договора регулируются Гражданским Кодексом, в котором, только задумайтесь об этом, даже нет понятия «франшиза»!

С точки зрения законодательства, стороны франшизы являются независимыми предпринимателям. Следовательно, правообладатель (франчайзер) крайне ограничен в возможностях диктовать пользователю (франчайзи) ценовую политику и ассортимент товаров или услуг.



В России существует свобода договора. Стороны договора могут договариваться обо всём, что не запрещено законом. Все виды договоров перечислены в Гражданском Кодексе – помимо договора коммерческой концессии (ДКК), есть и значительно более распространённые виды, такие как, договор оказания услуг, подряда, поставки, ренты, лицензионный договор.

Чтобы хоть как-то защитить свои коммерческие интересы, не ограничиваясь только правилами использования логотипа, правообладатели вынуждены, включать в ДКК положения, которые отсутствуют в главе 54 ГК. Например, об информационной помощи, обучении, совместных рекламных активностях и т.д.
Если стороны придут к разногласиям, которые потребуют вмешательства суда, то суд может рассмотреть этот договор как «договор смешанного типа», а не договор коммерческой концессии. Или может решить, что описанные права и обязанности больше подходят под лицензионный договор или даже договор оказания услуг. Или может решить, что описанные права и обязанности больше подходят под лицензионный договор или даже договор оказания услуг.

Проблема в том, что ни в одном из перечисленных видов договоров нельзя предусмотреть прямой обязанности продавца франшизы (правообладателя) обеспечить прибыльность франшизы для её покупателя - пользователя франшизы.

Также ни в одном из видов договоров не может быть предусмотрена прямая обязанность франчайзи (пользователя) соблюдать положения ценовой и ассортиментной политики владельца франшизы, и стандарты, если они не связаны с обеспечением соблюдения передаваемых прав. Сложность состоит в том, что права, которые передаются по договорам от франчайзера к франчайзи, чаще всего, лишь права на использование логотипа.

То есть, с одной стороны, франчайзи совершенно не защищён от того, что приобретённый им «комплекс предпринимательской лицензии» принесёт ему тот доход, который заявлял правообладатель. С другой стороны – правообладатель (франчайзер) крайне ограничен в возможностях диктовать коммерчески значимые условия своим франчайзи.


Эта проблема усугубляется рисками, актуальными для России - страны, где бизнес, как явление, существует всего чуть дольше двух десятков лет. Подробнее о рисках и том, как их избежать, в статье Особенности национального франчайзинга.

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Договор - не приговор?


Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели...

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Франшиза своими руками?


Для успешного достижения целей, будущему франчайзеру следует, в первую очередь, обратить внимание на защиту своих интересов: 1. Защищать бренд от использования в форме, которая негативно повлияет на его репутацию. 2. Защищать стандарты обслуживания потребителей бренда...

Владельцам розничного бизнеса, начинающим франчайзерам

Вам «упаковали» франшизу, но она не работает?

Хотите сами создать качественную франшизу?

Ищете специалистов, чтобы создать франшизу?

Создание франшизы