Загрузка...

Как самостоятельно выбрать франшизу?

Как самостоятельно выбрать франшизу?

Один из самых популярных поисковых запросов на тему франчайзинга – «Как выбрать франшизу самостоятельно»? В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов про подбор франшиз, чек-листов франшизы и даже пошаговых инструкций по выбору франшизы.



О чём молчат все чек-листы и инструкции, о чём с вами не станут разговаривать менеджеры, продающие франшизу?
Они игнорируют главное – ваши цели!

Никто из них не спрашивает вас:

Чего именно вы хотите от франшизы, как инвестор – сохранения инвестированных активов или их приумножения?

Так часто бывает – менеджер, продающий франшизу, увлечённо рассказывает о потенциале рыночной ниши, высокой марже, стремительном росте сети… А инвестору на самом деле нужно просто сохранить средства, вложенные в коммерческую недвижимость и сделать это максимально надёжно, пусть не со сверх доходами, но с минимальными рисками. Бурно растущий, высоко маржинальный сегмент минимально отвечает этим целям, ведь мы с вами видели уже десятки рыночных «пузырей», которые начинались как прорыв.

Рассматриваете ли вы франчайзера как основного или даже единственного стратегического бизнес-партнёра или он нужен вам только для решения одной из локальных задач вашего большого бизнеса?

Пакетный инвестор, приобретающий франшизы разных рыночных сегментов для того, чтобы сбалансировать риски в портфеле, уже встречается не так редко, как это было ещё пять-десять лет назад. Бывает, что владельцы больших коммерческих или производственных площадей, открывая объект по франшизе, просто «затыкают дырку», чтобы комплексный объект, ТЦ или ТРЦ не пустовал при открытии. При этом будущий франчайзи стремится минимизировать вложения до начала операционной деятельности объекта, а недальновидный франчайзер, видя значительные финансовые возможности инвестора, старается увеличить бюджет открытия по максимуму.

Знаете ли вы, что происходит с рынком, на котором работает франчайзер и на который вы планируете выйти с его помощью?

Когда мы проводим опросы действующих франчайзи по просьбам франчайзеров, одним из стандартных вопросов всегда бывает «Почему вы выбрали именно нашу франшизу и какие ещё франшизы рассматривали?». Не самый популярный, но очень распространенный ответ – «Мне понравилось, как меня обслужили в вашем магазине, кафе, парикмахерской и я решил открыть такое же заведение в своём городе. Я не выбирал и вообще не рассматривал другие предложения.»

К сожалению, чаще всего и сами франчайзеры, особенно начинающие, настолько ограничены знаниями лишь о своём предложении, что даже не представляют себе конкурентную ситуацию даже в соседних городах, не говоря уже о серьёзной проработке карты конкуренции по всем целевым регионам. Про анализ долгосрочных внешних факторов, известный по методике PEST или STEEPLE многие только слышали, но не принимали во внимание при разработке франшизы.

Такие вопросы, казалось бы, не очень конкретные и не имеющие прямого отношения к приобретению франшизы, мы называем «диагностическими». Если их игнорировать, то диалог инвестора и франчайзера будет похож на ситуацию, когда врач с порога будет всем больным выписывать в качестве лекарства витамины, определяя будет это витамин «А», «В» или «С» в зависимости от того, который сейчас час, а дозировку прописывать, исходя из внешнего вида пациента – чем богаче гардероб, тем больше приёмов таблеток.

Диагностические вопросы полезно задавать не только менеджеру, ведущему предварительные переговоры с потенциальным франчайзи, но и самому инвестору полезно задать их себе перед тем, как приступать к выбору франшизы, используя методы, широко описанные в сети.

С нашей точки зрения эти методы весьма сомнительны. Если руководствоваться только одним из них, такой выбор может стать губительным для ваших инвестиций. Но даже, применив все три метода, вы всё равно не сможете убедиться в качестве франшизы.



Выбираем франшизу самостоятельно: три сомнительных метода.

В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов по подбору франшиз, чек-листов франшизы и даже пошаговых инструкций по выбору франшизы. Мы тоже изучали различные источники, брали предложенные методы и применяли их к франшизам, с которыми хорошо знакомы - с которыми работали и в разработке которых принимали участие.

Сомнительный метод №1 - изучать рейтинги франшиз.


Выбирать франшизу, основываясь на только том, какое место франчайзер занимает в различных рейтингах - один из сомнительных способов принятия решения об инвестировании.

Посмотрите, ради любопытства, несколько рейтингов. Задайте себе несколько простых вопросов.

- Почему до половины участников ТОР-10 франшиз различаются?

- Как получилось, что лучшие франшизы, лидеры одного рейтинга не попали даже в ТОР-10 франшиз другого рейтинга?

- Почему признанные во всём мире лидеры франчайзинга отсутствуют даже в ТОР-10 некоторых рейтингов или совсем не принимают в них участие?

Удивительно не так ли?

Секрет такого разного взгляда на формирование лидеров рейтингов кроется в системе оценки.

Подробнее о том, как устроены рейтинги франшиз – в статье Рейтинги франшиз.

Участие в рейтинге франшиз говорит лишь о том, что франчайзер готов предоставить о себе хоть какую-то информацию. Нельзя делать далеко идущих выводов из результатов любого рейтинга франшиз, даже организованного самым уважаемым и именитым информационным ресурсом.
Как минимум стоит изучить как можно больше различных рейтингов, узнать о системе оценки каждого из них и проверить историю положения франшизы в этих рейтингах, хотя бы за пару прошедших лет.
Рейтинг для его авторов – всего лишь контент, статья, инфоповод. А для вас, возможно, критерий для принятия решения о вложении собственных миллионов. Мы рекомендуем воздержаться от решения, основываясь только на положении франшизы в том или ином рейтинге.





Сомнительный метод №2 – читать отзывы о франшизах.


Насколько реальны «реальные» отзывы о франшизах?

Набирая в поисковике «реальные отзывы о франшизе» не будьте уверены, что они из нашей с вами реальности.

Можно попытаться перехитрить систему - искать «отрицательные отзывы о франшизе». Вот тут-то вся правда! Но нет… Читаете и вам кажется, что это просто капризный автор, а сама-то франшиза не так плоха, как он пишет? Уверены, что франчайзи написал этот отзыв сам?

Подробнее о том, почему не всем отзывам стоит доверять – в статье Отзывы о франшизах.

Мы рекомендуем, как минимум, изучить как можно больше отзывов, как позитивных, так и негативных. Изучить опыт франчайзи из разных регионов. Обратить внимание на отзывы с разным сроком давности, чтобы отследить – изменились ли со временем факторы, на которые обращают своё внимание авторы отзывов. Тогда вам станет немного более очевидно, реагирует ли франчайзер на негативные оценки, способен ли сохранить преимущества, которые ранее получили позитивную оценку от франчайзи.



Сомнительный метод №3 – Полностью доверять менеджерам по продажам франшиз.


Выбор франшизы только на основе переговоров с менеджерами франчайзера - метод для ленивых и недальновидных инвесторов.

Стоит ли верить ли менеджерам франчайзеров?

Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу, которая предусматривала бы зависимость вознаграждения менеджера, который продал вам франшизу от успешности вашей работы.

Проще говоря – менеджеру по продажам франшизы, чаще всего, всё равно, будет ли предприятие франчайзи успешно работать. Он свою премию получит в любом случае, после подписания договора.

Так как же вести себя при переговорах с франчайзером? Об этом - в статье Переговоры о покупке франшизы.

Следуя этим не сложным рекомендациям, вы многократно повысите свои шансы на выбор франчайзера, который станет надёжным партнёром.

Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?


В России действует более 1400 брендов франшиз. (по данным Forbes) Более 50 000 предприятий открылись и работают по франшизе. Их количество растёт ежегодно на 15%. (по оценке Российской Ассоциации Франчайзинга). Любой растущий рынок неизбежно привлекает не только цивилизованных участников...

Договор - не приговор?


Первая, основополагающая причина конфликтов между франчайзи и франчайзерами - слабое законодательство в области франчайзинга, говоря откровенно - его отсутствие. Несмотря на бурный рост количества предложений франшиз, правоотношения в рамках франчайзинговой модели...

Переговоры о покупке франшизы


Выбор франшизы только на основе переговоров с франчайзером - метод для ленивых и недальновидных инвесторов. Тут, как говорится, без комментариев. Работая с разными франчайзерами, с отделами продаж франшизы, мы не видели ни одной системы вознаграждения менеджеров, продающих франшизу...

Инвесторам,
будущим франчайзи

Вы только выбираете франшизу?

Вы в поиске и у вас уже есть список франшиз?

Вы уже осуществили поиск подходящей франшизы, но хотите быть уверены в своём выборе?

Выбор и анализ франшизы