-
Автор статьи
А это, Марти, 1985-тый год, но из альтернативной реальности...
(из фильма "Назад в будущее-2", Universal Pictures, реж. Роберт Земекис, )
Набирая в поисковике «реальные отзывы о франшизе» не будьте уверены, что они из нашей с вами реальности.
Можно перехитрить систему - искать «отрицательные отзывы о франшизе». Вот тут-то вся правда...
Читаете и вам кажется, что просто капризный автор, а сама-то франшиза не так плоха, как он пишет? Уверены, что он написал этот отзыв сам?
Любой начинающий интернет-маркетолог, с лёгкостью укажет вам несколько сервисов по управлению репутацией в сети. Расскажет, как мониторить отзывы, как на них отвечать, как их удалять и, самое главное, как получать позитивные отзывы.
Для этого явления даже придумали говорящее название – «рисовать звёзды».
Биржи заданий для фрилансеров полны задач, связанных с отзывами. Стоимость написания «качественного», «реального» отзыва о товаре или услуге стартует от пары десятков рублей.

Но, раз речь идёт, о таком дорогом товаре, как франшиза, то можно раскошелиться. Чтобы получить «отзывы от реальных франчайзи» или «отзывы от действующих франчайзи», можно, например, предложить своим действующим франчайзи скидку на уплату роялти за позитивные отзывы о франшизе.
Есть и ещё менее честные способы, к которым прибегают нечистоплотные франчайзеры.
Например, манипуляция оценками при проведении аудита. Аудит - регулярные проверки объектов франчайзи. Обычно проводятся по методике «тайный покупатель». Проверки проводятся на предмет соблюдения стандартов франшизы. По итогам проверок составляется акт. На его основании аудиторы ставят оценки. Если франчайзи получил низкую оценку соблюдения стандартов, это чревато штрафами. Другой вариант санкций – повышение процентной ставки регулярных платежей (роялти). Но франчайзер может закрыть глаза на некоторые нарушения. Конечно, при условии, что франчайзи оставит хвалебный отзыв о франшизе. Это очень эффективный способ. Увы, такими инструментами манипуляций не брезгуют и крупные, известные франчайзеры.
Даже, если отзыв, действительно, реален и оставил его действующих франчайзи, есть ещё один значительный минус этого способа изучения франшиз.
Как и другие отзывы об услугах или товарах, всё содержание отзыва, обычно, сосредоточено на одной проблеме или одном положительном моменте, которые впечатлили автора отзыва. Ни в одном отзыве вы не найдёте объективного описания всех или хотя бы нескольких факторов, которые могут быть значимыми именно для вас при принятии решения о приобретении франшизы.
Важно также обратить внимание на то, когда был оставлен отзыв. У каждого негативного или позитивного опыта есть «срок годности». Рыночные условия меняются очень быстро, и восторг предпринимателя, открывшего бизнес по франшизе пару лет назад, может уже смениться полным разочарованием, вплоть до закрытия бизнеса. Или же наоборот, добросовестный франчайзер, изучив негативный опыт «пионеров» своей франшизы, может внести корректировки в методики ведения бизнеса и исправить ситуацию в лучшую сторону. А негативные отзывы самых ранних партнёров, так и будут портить репутацию, уже не отражая объективно современную картину.
Мы рекомендуем, как минимум, изучить как можно больше отзывов, как позитивных, так и негативных. Изучить опыт франчайзи из разных регионов. Обратить внимание на отзывы с разным сроком давности, чтобы отследить – изменились ли со временем факторы, на которые обращают своё внимание авторы отзывов.
Тогда вам станет немного более очевидно, реагирует ли франчайзер на негативные оценки, способен ли сохранить преимущества, которые ранее получили позитивную оценку от франчайзи.