Рейтинги франшиз

Загрузка...

Рейтинги франшиз – и последние станут первыми

Рейтинг франшиз

Выбирать франшизу, основываясь только на том, какое место франчайзер занимает в одном из рейтингов - один из самых сомнительных способов принятия решения об инвестировании.

Посмотрите, ради любопытства, несколько рейтингов. Задайте себе простой вопрос – почему до половины участников ТОР-10 франшиз различаются?
Как получилось, что лучшие франшизы, лидеры одного рейтинга не попали даже в ТОР-10 франшиз другого рейтинга?
Почему признанные во всём мире лидеры франчайзинга отсутствуют даже в ТОР-10 некоторых рейтингов или совсем не принимают в них участие?
Удивительно не так ли?

Секрет такого разного взгляда на формирование лидеров рейтингов кроется в системе оценки. Авторы каждого рейтинга придерживается своей системы. И это вовсе не сложные математические модели, учитывающие различные факторы, степень влияния факторов друг-на-друга и значимость каждого фактора… Увы, часто оценки ставят сами авторы, опираясь на субъективное мнение или лояльность того или иного франчайзера к самим авторам. Говоря проще – сколько денег потратил франчайзер на рекламу своей франшизы в рамках информационных ресурсов авторов рейтинга. Кто больше потратил – у того и больше шансов войти в одну из номинаций.

Конечно, есть рейтинги с относительно прозрачной системой оценки. Только почему-то ни один из авторов не публикует подробную методику оценки, ограничиваясь размытыми описаниями критериев.



Допустим, авторы рейтинга заявляют, что лучшие по их мнению - самые доходные франшизы.

Как определяется «доходность»? Доход - это выручка, прибыль от продаж, прибыль до налогов, чистая прибыль? Чаще всего – это, вообще, какой-то малопонятный коэффициент, который придумали авторы рейтинга.

Так почему же нельзя воспользоваться единым, общепринятым показателем, взяв его значение из бухгалтерской отчётности компании- франчайзера? Вопрос, скорее риторический, ответ на него всем понятен. Показатели бухгалтерской или налоговой отчётности, которые можно проверить и подтвердить документально, сильно отличаются от показателей управленческого учёта.

Любой франчайзер, чаще всего, имеет несколько юридических лиц, использует различные методы «оптимизации» налогообложения. Получить достоверную финансовую отчётность без серьёзного аудита просто нереально. А в ведении «управленки» каждый предприниматель проявляет максимальную степень творческой свободы.

Поэтому, сравнивать управленческую «чистую прибыль» в отчёте компании «АВС» с «чистой прибылью» в отчёте компании «XYZ» можно только зная, как она рассчитывается в обеих компаниях. А это – коммерческая тайна.

Другой пример сомнительного критерия - лучшие франшизы по темпам роста.

Что считается «приростом»? Лидер определяется как лучшая франшиза по количеству проданных франшиз? Или лучшая франшиза определяется по количеству реально открытых объектов? Эти цифры зачастую различаются на порядок. Заключенный договор франчайзинга вовсе не равен одному отрытому объекту. Если количество заключенных договоров коммерческой концессии ещё можно проверить, основываясь на официальные данных Роспатента, то объективно проверить данные обо всех действующих точках, авторы рейтинга не имеют возможности.

Многие франчайзеры не в состоянии сказать на определённый момент времени – сколько магазинов сети сейчас работает, сколько находятся в стадии открытия, сколько закрываются или переезжают, а сколько уже не осуществляют деятельность под брендом франчайзера. Погрешность составит до 10%-15% в зависимости от качества управления и контроля в управляющей компании франчайзера.

Да и что даёт вам, как потенциальному франчайзи, информация о количестве заключенных договоров?

Например, одна известная федеральная компания, занявшая место в тройке лидеров такого рейтинга, продала за год больше сотни франшиз. Из сотни новых франчайзи до открытия дошли всего пара десятков. Остальные франчайзи находятся в поиске подходящих помещений или вообще передумали открываться. Так тоже бывает – франчайзи отказываются от сотрудничества, изучив подробнее условия, которые часто франчайзер скрывает до заключения договора, прикрываясь коммерческой тайной.

А другая розничная сеть заключила вдвое меньше договоров, и поэтому, по версии организаторов рейтинга, оказалась за пределами десятки «самых быстро растущих франшиз». Но реально открыла около тысячи объектов за один год. И это реально работающие магазины, в которые уже ходят покупатели и приносят выручку владельцам. Произошло это потому, что эта известная розничная сеть, предпочитает иметь дело исключительно с серьёзными инвесторами, у которых уже есть помещение в собственности или долгосрочной аренде. Многие из них готовы быстро открыть в рамках договора сразу несколько объектов в своём регионе.

А вообще, задумайтесь, хорошо ли, это именно для вас, что франшизу разбирают как горячие пирожки?

Вам на руку большое количество конкурентов, работающих под одной с вами торговой маркой? Ведь далеко не все франчайзеры грамотно рассчитывают и объективно устанавливают лимиты по количеству торговых объектов в границах одной территории – региона, города, района. И ещё меньше тех, кто эти лимиты честно соблюдает, не пересматривая их в погоне за выполнением плана продаж франшизы.

«Данные по числу своих и партнерских точек и финансам предоставили сами участники»
Это цитата из описания методики одного из самых уважаемых рейтингов. Как вы думаете, насколько объективными и честными будут данные, которые невозможно проверить?

Участие в рейтинге франшиз говорит лишь о том, что франчайзер готов предоставить о себе хоть какую-то информацию.
Нельзя делать далеко идущих выводов из результатов любого рейтинга франшиз, даже организованного самым уважаемым и именитым изданием.


Рейтинг для его авторов – всего лишь контент, статья, инфоповод. А для вас, возможно, критерий для принятия решения о вложении собственных миллионов.
Мы рекомендуем воздержаться от решения, основываясь только на положении франшизы в том или ином рейтинге.


Поделиться

ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:

Как выбрать франшизу?


В сети вы найдёте много статей про выбор франшизы, советов про подбор франшиз, чек-листов франшизы и даже таких пошаговых инструкций по выбору франшизы. О чём молчат все чек-листы и инструкции, о чём с вами не станут разговаривать менеджеры, продающие франшизу?

Что должен знать потенциальный франчайзи перед покупкой франшизы?


В России действует около 1450 брендов франшиз. (по данным Forbes) Более 50 000 предприятий открылись и работают по франшизе. Их количество растёт ежегодно на 15%. (по оценке Российской Ассоциации Франчайзинга). Любой растущий рынок неизбежно привлекает не только цивилизованных участников...

Отзывы о франшизах


Набирая в поисковике «реальные отзывы о франшизе» не будьте уверены, что они из нашей с вами реальности. Можно перехитрить систему - искать «отрицательные отзывы о франшизе». Вот тут-то вся правда... Читаете и вам кажется, что просто капризный автор, а сама-то франшиза не так плоха...

Инвесторам,
будущим франчайзи

Вы только выбираете франшизу?

Вы в поиске и у вас уже есть список франшиз?

Вы уже осуществили поиск подходящей франшизы, но хотите быть уверены в своём выборе?

Выбор и анализ франшизы